Новое решение ЭКО ДРАЙВИНГ позволит вам точно дать оценку, как в ваше отсутствие обращаються с вашим автомобилем, собственно говоря определить за, что вы платите водителю деньги. как именно обращается водитель с вверенным ему транспортным средством. В результате такой подход позволит улучшить безопасность вождения, продлить ресурсы автомобилей, уменьшить расходы на топливо и, что немаловажно, гарантировать сохранность груза.
Рейтинг по нарушениям
Для более удобной визуализации мы добавили новый столбец «Рейтинг по нарушениям» в отчеты по качеству вождения для групп объектов и водителей. Кроме ранжирования согласно показателям в Eco Driving, была добавлена цветовая маркировка, которая делает рейтинг водителей в группе интуитивно понятным.
Как это работает?
Вариант №1
{youtube}k8vQ3T23elA{/youtube}
Вариант №2
Предыдущий вариант анализа вождения Оценка качества вождения работал только на основе данных с GPS и настраивал только тип автотранспортного средства, при этом у вас не было возможности влияния на методологию оценки. Eco Driving сделал доступным индивидуальные настройки по решения широкого круга задач, с учетом любых коэффициентов.
Основой индивидуального подхода являются, система штрафов выставленное в виде балов за определенный промежуток времени.
Реализована функция анализа событие совместно с параметрами работы авто (например, резкое торможение при включенном датчике нагрузки на ось).
За что начисляются штрафы:
- Ускорение
- Торможение
- Превышение скорости (
- Поворот (анализируются абсолютные значения углового ускорения)
- Произвольный (можно использовать для анализа значения любых датчиков, чтобы добавить в оценку качества вождения произвольные параметры нарушений)
мы создали шаблоны с набором критериев качества вождения для автобусов, легковых и грузовых автомобилей.
Критерии основаны на объективных данных от нескольких десятков реальных транспортных средств и, следовательно, применимы на практике. Тем не менее, каждый критерий может быть перенастроен под конкретный проект, задачу или ТС. Теперь модуль качества вождения может адекватно настроить даже новичок, а опытный пользователь сможет довести систему до совершенства.
Кроме того, в обновленном модуле Eco Driving мы уделили внимание «отличникам» вождения. При условии наличия поездок на запрашиваемом интервале объекты и водители, для которых настроено качество вождения, будут попадать в таблицу рейтинга, даже если у них отсутствуют нарушения. За безупречное вождение выставляется оценка 6.
Для каждого типа можно настроить несколько нарушений, задав при этом для параметра несколько интервалов. Размер штрафных баллов для каждого нарушения (попадания в интервал значений) можно назначить отдельно, в зависимости от «тяжести нарушения», и очень гибко впоследствии менять.
Для этого в закладке «Качество вождения», указав определенный тип нарушения, необходимо ввести пары — интервал значений параметра и соответствующего этому интервалу значение штрафа по следующему принципу (пример для критерия превышения скорости):
Нарушение |
Значение штрафа |
Оценка/Комментарий |
<10 км/ч |
1 |
нормально |
+10 км/ч |
5 |
нехорошо |
+20 км/ч |
20 |
плохо |
+30 км/ч |
50 |
очень плохо |
+50 км/ч |
150 |
критично |
Через интервалы значений параметра это можно представить так:
Подробнее о каждом типе нарушений
Проанализировав передаваемые приборами дополнительные параметры по качеству вождения, мы доработали парсинг сообщений так, что теперь для приборов BCE и Galileo в сообщениях доступны специальные параметры:
- wln_accel_max ‒ максимальное значение положительного ускорения за период между сообщениями
- wln_brk_max ‒ максимальное значение отрицательного ускорения (торможения) за период между сообщениями
- wln_crn_max ‒ максимальное значение углового ускорения за период между сообщениями
На основе этих параметров можно более точно, нежели по GPS данным, рассчитать значения положительного ускорения, торможения и момент поворота. Следует, тем не менее, отметить, что для приборов BCE максимальное угловое ускорение недоступно.
Данные параметры присутствуют в сообщениях при условии, если значения не нулевые. Соответственно, для этих приборов можно не настраивать датчики, а лишь указать параметры оценки вождения.
Для некоторых других приборов которые также передают параметры качества вождения, а не максимальные значения между сообщениями, заложена возможность настроить оценку вождения по датчикам (заранее созданным на основе произвольных параметров в сообщениях объекта).
Напомним, что для всех типов приборов по умолчанию доступен базовый вариант оценки качества вождения по GPS данным в сообщениях.
Более подробное описание параметров можно увидеть в таблице:
Нарушение |
Источник данных |
Ед-ца измерения |
Описание |
Ускорение |
Акселерометр или GPS данные |
g |
Абсолютные значения ускорения |
Торможение |
Акселерометр или GPS данные |
g |
Абсолютные значения ускорения |
Поворот |
Акселерометр или GPS данные |
g |
Абсолютные значения ускорения |
Превышение скорости |
GPS данные |
км/ч |
Превышение скорости на __ км/ч |
Произвольный |
Датчик |
- |
Произвольный критерий на основе любого выбранного датчика |
Нарушения по типу «датчик»
Можно анализировать данные с любого подключенного датчика тем самым задавая параметры когда, в какой промежуток времени это будет является нарушением (например превышение оборотов двигателя)
Приведем описание параметров для настройки
Если рассмотреть более подробно, то каждый интервал нарушения настраивается через следующие параметры в меню настроек:
Подробнее каждый параметр расписан в таблице ниже:
Параметр |
Описание |
Примеры значений |
Основные |
||
Критерий |
К какому типу относится отношение |
Превышение скорости |
Имя |
Любой индификатор для удобства обозначения данного интервала нарушения в отчете |
«Строгое нарушение» |
Штраф |
Количество штрафных баллов за данное нарушение (при попадании значения параметра в интервал) |
50 |
Макс. значение |
Диапазон значений параметра (собственно, интервал, попадание в который данное нарушение будет засчитываться) |
3 |
Мин. значение |
1 |
|
Усреднение |
Правила усреднения полученных штрафных баллов за поездку и их суммирование: |
По пробегу |
Дополнительные |
||
Макс. время |
Интервал длительности в секундах. При превышениях максимальной длительности генерируется повторное нарушение. При длительности нарушения менее минимальной оно не фиксируется. Длительности могут отсутствовать. |
300 |
Мин. время |
0 |
|
Датчик |
Используется только для типа sensor и указывается датчик, по значению которого определяется данное нарушение (например, датчик оборотов двигателя или датчик скорости по CAN). |
Датчик: «Обороты двигателя» |
Валидаторы |
||
Валидатор |
Указывается датчик, валидирующий данный интервал (например, датчик зажигания). |
Датчик: «Зажигание» |
Мультипликация |
При включенном данном флаге, датчик, указанный как валидатор, используется в качестве мультипликатора, при этом значение штрафных баллов умножается на текущее значение датчика (например, для резкого увеличение штрафных балов при определенных условиях). |
Датчик: «Объем груза» |
Макс. скорость |
При включенном данном флаге, датчик, указанный как валидатор, используется в качестве мультипликатора, при этом значение штрафных баллов умножается на текущее значение датчика (например, для резкого увеличение штрафных балов при определенных условиях). |
150 |
Мин. скорость |
Интервал скорости в рамках которого нарушение считается валидным (например, позволяет исключить фиксацию нарушений на очень маленькой «безопасной» скорости). |
10 |
Валидация в Eco Driving
Настройки, с большего, не должны вызвать вопросов, но отдельно хотелось бы прокомментировать такой дополнительный параметр, как «валидатор».
В первую очередь отметим, что он используется для гибкости при составлении критериев нарушений. Также он может дополнительно использоваться как мультипликатор к штрафу (умножается значение валидатора на штраф), если в настройках стоит соответствующая галочка.
Для чего это может быть необходимо?
Например, одним из немаловажных критериев качества вождения является сохранность груза, а иногда это может быть и основным критерием. И когда автомобиль загружен ценным грузом, строгость оценки качества вождения возрастает. В таком случае вы можете создать датчик загрузки и использовать его как датчик-валидатор, который принимает значение 0 (ноль), когда автомобиль не загружен, и положительные значение при загруженном авто. Он может быть использован как просто валидатор для исключения нарушений (при незагруженном авто) или как мультипликатор ‒ для умножения штрафа на значение датчика-валидатора (например, в зависимости от массы груза).
Описание таблицы отчета
После проведения настройки объекта (при необходимости, датчиков) результаты анализа нарушений можно увидеть в отчете по водителю и таблице “Качество вождения”, в которой отмечаются факты нарушений, их оценки, а также выставляется суммарный бал.
Столбцы таблицы:
- Начало нарушения.
- Конец нарушения.
- Нарушение (имя критерия, заданное пользователем в настройках).
- Значение параметра нарушения.
- Скорость.
- Значение штрафа (с округлением до целых).
- Количество.
В отчете доступна группировка по:
- времени (день, неделя, месяц);
- поездкам;
- имени нарушения (кстати, можно очень гибко группировать данные, называя одинаково нарушения разных типов и разных диапазонов значений).
Также, в таблице «Поездки» теперь доступен новый столбец «Штрафные баллы».
Приложение ЭКО ДРАЙВИНГ и его применение
Для активных пользователей наших приложений мы создали App с одноименным названием ЭКО ДРАЙВИНГ можно подробно и в удобном виде с маркерами на карте увидеть общую оценку качества вождения автомобиля за любой промежуток времени, за каждую поездку в отдельности, а также общую информация по всем автомобилям.
Пример плохой поездки с анализом от ЭКО ДРАЙВИНГ
Оценка с группировкой по поездкам (BCE):
Оценка с группировкой по нарушениям (BCE):
Пример хорошей поездки анализ от ЭКО ДРАЙВИНГ
Оценка с группировкой по поездкам (BCE):
Оценка с группировкой по нарушениям с детализацией (BCE):
В итоговом отчете с группировкой по дням это выглядит так:
Отчет с группировкой по дням по прибору BCE (17.02 — обычный день, 20.02 — плохой день, 23.02 — хороший день):
Примеры оценок согласно наших иследований
Обсуждая те или иные маневры и поездки с водителями и иными специалистами ‒ получили соответствия диапазонов значений ускорений и размер штрафов, которые необходимо назначить за каждое значение превышения. В результате тестирования получилось выделить некоторые варианты настроек, которые вы уже сейчас сможете использовать, чтобы начать тестировать и предлагать клиентам данную функцию. Наш вариант (для легковых автомобилей) выглядит так:
Для торможения:
Ускорение (g) |
Ускорение (м/с2) |
Значение штрафа |
Оценка/Комментарий |
|
10 |
плохо |
|
|
30 |
очень плохо |
|
|
50 |
критично |
Для разгона:
Ускорение (g) |
Ускорение (м/с2) |
Значение штрафа |
Оценка/Комментарий |
|
5 |
плохо |
|
|
10 |
очень плохо |
|
|
30 |
критично |
Влияние качества вождения на важные показатели
В процессе тестирования мы задались вопросом: а на что вообще влияет качество вождения? Проведя несколько опросов реальных клиентов и сделав некоторые обобщения, мы выделили следующие категории задач:
- сохранность груза
- безопасность движения
- экономия топлива
- износ автомобиля
А теперь подробнее о каждой.
Сохранность груза
При агрессивном вождении резкие ускорения и торможения испытывает не только автомобиль, но и все что в нем находится: груз, водитель и пассажир, GPS-трекер. В случае больших ускорений, особенно угловых, сила инерции заставляет двигаться груз не синхронно с автомобилем, и в этом случае груз может приехать поврежденным. А если груз дорогостоящий, его доставка в сохранности и является главным критерием качественного вождения.
Пример:
Нужно перевезти холодильник Bosch KGV 39×25, стандартные размеры коробки которого‒209x67x71 см. Коэффициент трения картона коробки о деревянный пол фургона‒0.3
При разгоне или торможении на коробку действуют сила тяжести, сила инерции и сила трения. Рассмотрим случай, когда коробка стоит ничем не закрепленная и не подпираемая другим грузом. У нее 3 варианта поведения: коробка с ценным грузом либо начнет скользить и ударится о стену фургона, либо опрокинется, либо с ней ничего не произойдет. Опуская физические расчеты этой простой задачки и описание сделанных нами допущений, получаются следующие формулы:
- условие покоя: a < gb/h и a < kg;
- условие скольжения: a > kg;
- условие опрокидывания: gb/h < a < kg,
где a — ускорение авто, k — коэффициент трения, b — ширина коробки, h — высота коробки.
В нашем случае результаты следующие: ускорение для опрокидывания 0,32g; ускорение скольжения 0.3g. Таким образом, чтобы коробка оставалась в покое, автомобиль не должен превышать ускорение в 0,3g, а опрокидывание коробки в нашем случае маловероятно при таком коэффициенте трения.
Безусловно, данный «сферический холодильник в вакууме» ничего общего с реальностью не имеет, так как дистрибьюторы холодильников стараются, с точки зрения экономии, поместить как можно больше холодильников в одну машину, а службы курьерской доставки уже, несколько раз пострадав от своей небрежности, сейчас стараются надёжно закреплять такие грузы. К тому же, коэффициент трения ‒ относительная и неравномерная величина. Однако вместо холодильника в качестве груза может оказаться нечто иное, например люди в автобусе. И ограничение в 0,3g в данной ситуации кажется вполне реальным.
Перейдем к следующей категории задач.
Безопасность движения
Безопасность вождения, в частности избежание и отсутствие провокации аварийных ситуаций, ‒ это также один из основных критериев анализа качества вождения водителей. В случае аварии ответственность, кроме водителя, несет еще и работодатель. При серьезной аварии автомобиль на долгое время выходит из рабочего процесса, а про груз в случае аварии, вероятнее всего, можно уже забыть: он уже точно не будет доставлен вовремя, и даже если останется рабочим, его товарный вид будет потерян.
Спровоцировать аварию можно резким торможением, а также созданием ситуации, когда сцепление колес с покрытием дороги теряется (кроме резких торможений, причиной могут стать резкие разгоны и повороты). Здесь все очень зависит от времени года и качества дорожного покрытия, от качества резины и уровня плотности колес, поэтому трудно оценить «адекватность водителя». Можно сделать только общий вывод о том, что, чем чаще водитель тормозит, тем хуже это для безопасности его вождения. Параллельно с этим увеличивается расход топлива. Здесь наши отчеты могут помочь разобраться по факту, что было во время аварии или предшествовало ей, а также проанализировать плавность движения водителя, сравнив количество резких торможений и резких ускорений.
По некоторым исследованиям, частота аварий возрастает на 10-15% при превышении средней скорости на 1 км/ч. При превышении средней скорости потока на 10 и более км/ч количество аварий начинает резко расти для городских дорог. Для загородных дорог рост количества аварий не настолько критичен.
Из графика также видно, что уменьшение скорости отдельного автомобиля относительно средней скорости потока не приводит к увеличению числа аварий.
В качестве общей безопасности вождения, самым лучшим решением была бы установка на автомобиль комплекта Mobileye, который помогает контролировать резкое приближение к впереди идущему авто, контролирует скорость, фиксирует и предупреждает о пешеходах и контролирует перестроения автомобиля.
Перейдем к следующей категории задач.
Экономия топлива
Первый шаг к экономии топлива ‒ использование преимущества инерционного движения автомобиля и уменьшение общего количества торможений насколько это возможно, не забывая, что первостепенная важность ‒ это безопасность.
С точки зрения экономии топлива, при необходимости торможения следует тормозить двигателем, т.к это значительно эффективнее торможения при движении накатом (при снятии ноги с педали газа и торможении двигателем инжекторные двигатели прекращают подачу топлива в двигатель и расход топлива становится равным нулю, в то время как переход на нейтральную передачу при этом значительно менее эффективен с точки зрения экономии топлива, поскольку постоянно потребляет топливо). Также при движении накатом в разы снижается безопасность движения. Проверить этот факт (торможение двигателем или накатом), используя данные с GPS-контроллеров пока невозможно, но было бы очень интересно для производителей.
Немаловажный вклад в расход топлива вносит использование двигателя на повышенных оборотах. Это легко можно увидеть на скоростных характеристиках двигателей.
Хотя мощность двигателя и возрастает с повышением оборотов, крутящий момент понижается, и возрастает удельный расход топлива. Таким образом, очень важно контролировать использование правильной передачи, вовремя переключаться и не превышать оптимальные обороты двигателя. Чтобы это проконтролировать, можно анализировать данные с датчика оборотов двигателя, подключившись к OBD II или CAN и настроив в соответствующих параметрах типа sensors границы оптимальных оборотов, а также соответствующие штрафные баллы за нарушения. Если такой возможности нет, то, как альтернативный метод, можно анализировать одинаковые значения ускорения, обращая при этом внимание на скорость (например, при настройке соответствующего «нарушения» сделать валидатор). Ведь ускорится с одинаковым ускорением с 0 до 30км/ч далеко не то же самое, что с 40км/ч до 70км/ч, пусть даже и за одинаковое время.
Износ автомобиля
Очевидно, что частые последовательности: «газ-тормоз-газ» значительно увеличивают износ систем сцепления при резком разгоне и тормозной системы при резком торможении.
Обобщения по задачам эко-вождения
Обобщая, в разрезе с категориями транспортных средств это может выглядеть так:
Критерий |
Легковой |
Микроавтобус |
Автобус |
Грузовик |
Тягач + прицеп |
Торможение |
Износ авто |
Износ авто |
Износ авто |
Износ авто |
Износ авто |
Ускорение |
Экономия топлива |
Экономия топлива |
Экономия топлива |
Экономия топлива |
Экономия топлива |
Поворот |
Безопасность |
Безопасность движения |
Безопасность движения |
Безопасность движения |
Безопасность движения |
Превышение скорости |
Безопасность движения |
Безопасность движения |
Безопасность движения |
Безопасность движения |
Безопасность движения |
Как это работает с другими типами авто?
Интересно также сравнить результаты наших тестов, анализа работы приложения iDriveSafe и рекомендаций компании Ruptela по настройке границ ускорений для разных категорий автомобилей:
Критерий ( м/с2) |
Легковой |
Микроавтобус |
Автобус |
Грузовик |
Тягач + прицеп |
Торможение (Operator) |
|
- |
- |
- |
|
Ускорение (Operator) |
|
- |
- |
- |
|
Торможение (Ruptela) |
|
- |
|
||
Ускорение (Ruptela) |
|
- |
|
||
Торможение (iDriveSafe) |
|
||||
Ускорение (iDriveSafe) |
|
Заключения и выводы
Для быстрого начала тестирования новых возможностей можно воспользоватьсяконсультацией с нашим менеджером который создаст пример на базе вашего автомобиля, который вы можете менять, пользуясь эмпирическими методами, и установив оптимальные параметры для аналогичного автотранспорта в вашем автопарке
Выбранные там значения ускорений и штрафов ‒ это один из вариантов настройки критериев качества вождения, который подошел для тестирования у одного из клиентов с легковыми автомобилями.
Однако учитывая вышеописанную гибкость настроек (возможность указать сумму штрафа для любого превышения порога любого критерия и выбрать метод усреднения оценки), в зависимости от организации рабочих процессов и потребностей конечного клиента, можно очень индивидуально настроить нашу новую систему оценки качества вождения практически под любую задачу. А возможность экспорта/импорта сэкономит время в случае простой задачи или в случае настройки однотипных автомобилей.
Подробное описание основного функционала программы gps мониторинга транспорта: